Томас Гоббс

Томас Гоббс

Поэтому становление Гоббса как мыслителя невозможно отделить от эпохи английской буржуазной революции XVII в ., без сомнения повлиявшей на его взгляды . БИОГРАФИЯ И ВКРАТЦЕ ОБ ОСНОВНЫХ СОЧИНЕНИЯХ . Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года вблизи небольшого городка Мальмсбери , расположенного в северной части Уилтшира , одного из юго-восточных графств Англии . Его отец был скромным сельским священником , мать происходила из простой крестьянской семьи . Первоначальное образование Гоббс получает в приходской школе . Так как у мальчика обнаруживаются недюжинные способности и большая склонность к учебе , его определяют в восьмилетнем возрасте в городскую школу Мальсмбери . Затем Гоббс учится в соседнем Веспорте , в частном учебном заведении , открытом там неким Латимером , любителем и знатоком древних языков . Латимер обратил внимание на одаренного ребенка и стал давать ему по вечерам дополнительные уроки . Успехи Гоббса были настолько велики , что в неполных 14 лет он смог сделать стихотворный латинский перевод трагедии древнегреческого драматурга Еврипида “ Медея ”. В 1603 г. при содействии Латимера и материальной поддержке своего дяди, состоятельного ремесленника , заменившего ему умершего незадолго до этого отца, Гоббс поступает в один из колледжей Оксфордского университета . Там он провел пять лет, узучая аристотелевскую логику и физику , а также совершенствуя свои познания в греческом и латинском языках . Получив ученую степень бакалавра искусств и право чтения лекций по логике , молодой Гоббс не захотел , однако , пополнить собою ряды университетских преподавателей . Не известно , как сложилась бы судьба будущего философа , если бы он не получил предложение стать наставником и компаньоном юного барона Кавендиша , носившего затем титул графа Девонширского . Гоббс дал свое согласие и в 1608 г . вошел в семью приближенных ко двору аристократов, сначала на правах домашнего учителя , потом личного секретаря . В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с ее виднейшими представителями, и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени.

Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения. В 1626 г . появляется сделанный Гоббсом английский перевод древнегреческого историка Фукидида . В предисловии он пытался объяснить, что история Пелопонесской войны поможет его современникам лучше понять общественно-политическую действительность . Нет нужды доказывать , что эти мысли были навеяны Гоббсу теми процессами , которые происходили в то время в политической жизни Англии , стоявшей на пороге гражданской войны . В 1636 г . Гоббс встречается с Галилеем и имеет возможность , путем непосредственного общения с великим итальянским ученым , еще глубже познакомиться с его естественно научными и философскими идеями . 1637 г . застает Гоббса снова в Англии , где постепенно складывается революционная ситуация . Томас Гоббс , простолюдин от рождения , жил в течение многих лет в семье английских аристократов, постоянно общался с представителями высшей знати , среди которых у него было немало друзей и знакомых . Все это не могло не отразиться на политических взглядах Гоббса . В 1640 г . Гоббс создает первый набросок будущей философской системы . Сочинение , получившее название “ Основы права ”, касается как вопросов о человеке и его природе , так и политических проблем . В нем доказывается , в частности , преобладание абсолютной власти . Однако защиту суверенных прав верховной власти Гоббс строит не на ссылках на божественный характер монархии , а на принципах теории естественного права и договорного происхождения государства . Сочинение хотя и не было опубликовано , получило довольно широкую огласку . Оно, распространяясь в рукописных списках, стало известно и в придворных кругах и сторонникам парламента . Понятно , что парламентские лидеры не могли одобрить политических симпатий Гоббса . Опасаясь , что его могут привлечь к ответственности как защитника единовластия короля , Гоббс покидает Англию . Это было последнее и самое длительное пребывание Гоббса за границей . Оно продолжалось свыше десяти лет (с 1640 по 1651 г .) и сыграло большую роль в жизни философа . Годы своего вынужденного изгнания Гоббс проводит во Франции, ставшей во время революции убежищем многих английских эмигрантов . Именно в это время он интенсивно работает над осуществлением своего замысла – создать философскую систему , которая охватила бы три области действительности : мир неодушевленных тел , человека и гражданское общество . Однако заключительная часть “ Основ философии ” (так назвал Гоббс свою систему) появляется на свет первой . Это была книга Гоббса “ О гражданине ”, изданная в 1642 г . в Париже на латинском языке . Книга вышла без указания автора и небольшим тиражом , поскольку предназначалось лишь для узкого круга лиц , которых Гоббс хотел ознакомить со своим сочинением . Он рассчитывал впоследствии переиздать его , учтя критические замечания и возражения . И действительно , второе издание “ О гражданине ”, появившееся в Амстердаме в 1647 г . содержало пространные замечания , в которых Гоббс давал ответ своим неназванным оппонентам . В предисловии к этому изданию Гоббс объяснил причины , побудившие его отказаться от первоначального замысла и опубликовать третью часть “ Основ философии ” раньше двух предыдущих . Он прямо ссылался на события в Англии , связанные с началом революции и гражданской войной . Эти события , отмечал Гоббс , вынудили его ускорить написание “ О гражданине ” и отложить до более позднего времени работу над другими частями его системы . Гоббс не скрывал от читателей , что , излагая свои взгляды о правах верховной власти и об обязанностях гражданина повиноваться ей , он надеялся положить конец спорам по этому вопросу и способствовать тем самым прекращению “ смуты ” в государстве . Убеждая читателей , что подчинение государственной власти несовместимо с участием “ в восстании , заговоре или союзе против государства ”, Гоббс откровенно заявлял , что осуждает тех , кто развязал войну против законной власти . Вернемся же к биографии мыслителя . В 1646 г . в жизни Гоббса происходит еще одно важное событие . Он получает предложение стать преподавателем математики наследника английского престола принца Уэльского (будущего короля Карла II ) . Столь почетный пост не особенно обременяет философа , и большую часть своего времени он посвящает научной деятельности . Продолжая разработку “ Основ философии ” Гоббс старался завершить первые две части намеченной системы – “ О теле ” и “ О человеке ”. Однако работа над рукописями продвигалась очень медленно , и прошло немало лет , прежде названные сочинения были опубликованы . Одной из причин такой задержки явилась тяжелая болезнь Гоббса , едва не стоившая ему жизни . Заболев в августе 1647 г . Гоббс около трех месяцев был прикован к постели . Он настолько плохо чувствовал себя , что распорядился передать все свои рукописи парижским друзьям , с тем, чтобы они были изданы после его смерти . Но, в конце концов, организм его справился с болезнью, и Гоббс смог вернуться к работе над главным произведением . Это был “ Левиафан ” – важнейший труд Томаса Гоббса . Создание “ Левиафана ”, отодвинувшее на второй план его работу над “ Основами философии ”, было ускорено обстоятельствами внутриполитической жизни Англии , где завершилась вторая гражданская война , которая принесла победу парламента и свержение монархии . “ Левиафан ” вышел свет в 1651 г . в Лондоне на английском языке . Полное название книги : “ Левиафан или материя , форма и власть государства церковного и гражданского ”. В этом произведении государство уподобляется библейскому чудовищу , о котором в книге Иова говориться , что на свете нет ничего сильнее его . Гоббс, по его собственным словам, стремился поднять авторитет гражданской власти , с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в придаток государственной власти . Вместе с тем Гоббс хотел обосновать своим произведением законность той формы правления, которая утвердилась в Англии в результате победы буржуазной революции , и необходимость повиновения новой власти со стороны всех граждан . Понятно , что содержание книги Гоббса нельзя сводить лишь к оправданию диктатуры Кромвеля . “ Я говорю не о людях у власти , а (абстрактно) о седалище власти ...” – писал Гоббс в посвящении . “ Левиафан ” представляет собой наиболее полное и систематическое изложение социально – политической теории Гоббса . Книга состоит из четырех частей. В первой части излагается учение о человеке . Вторая – посвящена происхождению и сущности государства . Третья и четвертая части книги содержат критику притязаний церкви (в особенности католической) на власть и самостоятельность по отношению к государству. Здесь же дается рационалистическая интерпретация Священного писания . В начале 1652 г . Гоббс возвращается на родину . К тому же появление “ Левиафана ” не только облегчило возвращение Гоббса из эмиграции , но и обеспечило ему весьма благосклонный прием со стороны деятелей индепендентской республики . Имеются данные о том , что сам Кромвель покровительствовал Гоббсу и предложил автору “ Левиафана ” пост статс-секретаря . Однако активного участия в политической жизни Гоббс , правда , не принимал , но зато живо откликался на события культурной жизни , поддерживал тесные контакты с научными кругами . В 1655 г . выходит , наконец , в свет сочинение Гоббса “ О теле ”, представляющее собой первую часть его философской системы . Работа была написана Гоббсом на латинском языке , но уже в следующем году появляется второе , английское , издание книги.

Центральное место уделено в ней вопросам методологии . Здесь же содержится развернутое изложение материалистической философии Гоббса , сложившейся под решающим влиянием математики и механики . Вторая часть “ Основ философии ”, получившая название “ О человеке ”, появляется в 1658 г ., таким образом , была завершена философская трилогия , начало которой было положено в 1642 г . публикацией “ О гражданине ”. 25 мая 1660 г. король Карл II Стюарт торжественно въехал в Лондон . Это было начало Реставрации . В числе лиц, встречавших короля , был и Томас Гоббс . Рассказывают , что Карл II, проезжая мимо , заметил своего бывшего учителя математики и снял шляпу в знак приветствия . Однако личное знакомство с королем не избавило Гоббса от давления англиканской церкви и монархистов , которые ставили ему в вину и его призывы к повиновению государственной власти , установленной в результате победы революции , и его критические выпады против церкви и духовенства . Гоббс перерабатывает “ Левиафан ”, который выходит в 1668 г . в Амстердаме на латинском языке . В этом издании Гоббс осуждает мятежи , направленные против законной власти , с еще большей силой подчеркивает свою лояльность по отношению к реставрированной монархии , требует наказания ее противников . Смягчению подвергается и критика духовенства . Но несмотря на эти серьезные коррективы , общий дух произведения остается прежним . В том же 1668 г . Гоббс пишет еще одно произведение . Оно посвящается событиям гражданской войны в Англии и получает название “ Бегемот или Долгий парламент ” (по мнению немецкого исследователя Гоббса – Тенниса , название книги объясняется желанием автора показать , что Левиафану-государству противостоит другое чудовище – Бегемот (революция и гражданская война)) . Поскольку Гоббсу запрещено было публиковать сочинения , имеющие отношение к религии и политике , “ Бегемот ” увидел свет лишь в 1682 г ., когда его автора уже не было в живых . Несмотря на то , что Гоббс не скрывает в книге своих роялистских симпатий , она пронизана идеям антиклерикализма и убедительно показывает , что при всех своих колебаниях английский мыслитель выступал против реакции . Последние годы жизни Гоббса проходят в интенсивной литературной работе . Он продолжает полемику со своими научными противниками , пишет книгу по истории церкви , на восемьдесят четвертом году жизни издает свою автобиографию , написанную латинскими стихами , а также приступает к переводу на английский язык поэм Гомера . В 1675 г . выходит в свет перевод “ Одиссеи ”, в 1676 г . “ Илиады ”. В 1677 г . обе поэмы появляются в одном издании . Умер Тома Гоббс в 1679 г . на девяносто втором году жизни . Он был похоронен в Гардвиге . На могиле философа была поставлена мраморная плита с латинской эпитафией : “ Достойный муж , широко известный благодаря своей учености на родине и на чужбине ”. ГОББС О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ И ПРАВЕ. Английский философ, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, пытался объяснить сущность общественной жизни, исходя из принципов 'человеческой природы'. Учение Гоббса о человеке включало чрезвычайно важное положение : “ люди равны от природы ”. Английский мыслитель утверждал , что природа сделала людей равными в отношении их физических и умственных способностей . Имеющиеся различия в этом отношении не настолько велики , чтобы один человек мог претендовать на какое-нибудь благо исключительно для себя и в ущерб другим людям . Однако какова же человеческая природа , каковы те влечения и склонности , которые определяют , в конечном счете , поведение людей . Ответ Гоббса предельно ясен и недвусмыслен : “ люди от природы подвержены жадности , страху , гневу и остальным животным страстям , они ищут почета и выгод ”, действуют “ ради пользы или славы , то есть ради любви к себе , а не к другим ”. Эгоизм объявляется , таким образом , главным стимулом человеческой деятельности . Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности , не считает , что они злы по своей природе . Ведь злы не сами желания людей , указывает философ , а только результаты действий , вытекающих из этих желаний . Что касается страха и недоверия людей друг к другу, то они проистекают , по Гоббсу , из-за равенства физических и умственных способностей людей . Из-за равенства же способностей людей возникает равенство надежд на достижение целей , которые они перед собой ставят . “ Вот почему , если два человека желают одной и той же вещи , которой , однако , они не могут обладать вдвоем , они становятся врагами ”. Итак , в самой природе людей заложены причины для соперничества , недоверия и страха , которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям , направленным на то , чтобы погубить или покорить других . К этому присоединяется жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию . Словом возникает “ война всех против всех ”. В ходе такой войны люди употребляют насилие , чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты . Но, так или иначе , каждый является врагом каждого , полагаясь только на собственную силу и ловкость , находчивость и изобретательность . О подобном состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о “ естественном состоянии человеческого рода ” и трактует его как отсутствие гражданского общества , то есть государственной организации , государственно-правового регулирования жизни людей . В естественном состоянии, отмечал философ , действует лишь естественное право , позволяющее человеку “ делать все , что ему угодно и против кого угодно ” . Мерилом права в естественном состоянии является польза, ибо каждый человек, действуя на свой страх и риск, добивается того, что ему выгодно, что служит его интересам . Гоббс не только не идеализировал естественное состояние человечества, а, напротив, подчеркивал, что оно мешает нормальному развитию общественной жизни, отвлекает силы и способности людей от созидательной деятельности . В естественном состоянии, писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как никому не гарантированы плоды его труда и даже собственная безопасность . Понятно, что у людей в таком состоянии отсутствуют всякие стимулы для занятия земледелием и скотоводством, для развития ремесла и торговли . Не могут при таких условиях появиться, естественно, науки и искусства . Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, « и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна » . Не удивительно, что люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности . Чувства и разум диктуют им необходимость отказа от естественного состояния и перехода к государственному устройству . В итоге подобных устремлений естественное право уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению» . Согласно Гоббсу, следует различать право и закон, ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы . Важно также подчеркнуть, что естественный закон, по Гоббсу, не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума . Страх смерти, желание не только сохранить свою жизнь, но и сделать ее приятной - таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие людей к миру. Разум же подсказывает людям тот путь, который может обеспечить им мирную жизнь и процветание . Таким велением «правого разума» и выступает естественный закон, предписывающий людям добиваться мира и согласия.

Первый и основной естественный закон гласит : нужно искать мир всюду, где можно его достичь ; там же, где мира достичь невозможно, нужно искать помощи для ведения войны . Из основного закона Гоббс выводит, остальные естественные законы . При этом особое значение он придает второму естественному закону, гласящему : « ... право всех на все невозможно сохранить, необходимо или перенести на других некоторые права, или отказаться от них » . Комментируя этот закон, Гоббс указывает, что в том случае, если бы каждый человек стремился удержать свое право на все, люди находились бы в состоянии войны . Но так как, согласно первому естественному закону, люди стремятся к миру, то они должны согласиться отказаться от права на все вещи и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую они допустили бы по отношению к себе . Но что значит отказ от права ? Отказаться от права на что-нибудь, поясняет Гоббс в «Левиафане», это значит лишиться свободы препятствовать другому человеку пользоваться правом на то же самое . Тот, кто отказывается от своего права, не дает этим ни одному человеку права, которым последний не обладал бы ранее, ибо от природы все люди имеют право на все . “ Отказаться от своего права означает лишь устраниться с пути другого , означает лишь устраниться с пути другого , с тем , чтобы не препятствовать ему в использовании его первоначального права ”. Отрекаясь или отступаясь от своего права, человек берет тем самым на себя определенное обязательство, или долг.

Причем сила подобных обязательств лежит не в их собственной природе, подчеркивает автор “Левиафана”, ибо человек весьма легко нарушает данное им слово, а в боязни того зла, которое неминуемо влечет за собой их нарушение. Важно также отметить, что, согласно Гоббсу, не все права человека могут быть отчуждаемы . Прежде всего человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него . Нельзя требовать и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т . п . Отчуждение прав может происходить посредством или простого отречения от ни х , или же перенесением на другое лицо . Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора . Соглашения могут заключаться людьми как под влиянием страха , так и добровольно . Всего в “ Левиафане ” Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов . Достаточно сказать , что большинство из них носит характер требований и запретов : быть справедливым , милосердным , уступчивым , незлопамятным и в то же время не быть жестоким , мстительным , надменным , вероломным и т . д . Резюмируя все естественные законы , Гоббс сводит их к одному общему правилу : ” не делай другим того , чего ты не желал бы , чтобы было сделано по отношению к тебе '. Именно государство , подчеркивал мыслитель , созданное в целях обеспечения мира и безопасности , в состоянии гарантировать соблюдение естественных законов , придавая им характер законов гражданских . Гражданские законы, по своему содержанию совпадают с естественными законами и отличаются от них только тем , что опираются на силу государственной власти . Поэтому всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами , так как последние по сути являются теми же естественными законами . Их нельзя ни отменять , ни изменять простым волеизъявлением государства . УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ . В своей книге “ О гражданине ”, Гоббс в систематической форме трактовал вопросы о происхождении и сущности государства . Ошибочное , по мнению Гоббса , положение о том , что человек есть общественное животное имеет своим источником поверхностное рассмотрение человеческой природы . Когда гражданское общество уже установлено , когда государство давно существует , может показаться , замечает Гоббс , что люди не в состоянии жить вне общества , что ими движет прирожденная склонность к общественной жизни . Однако первоначальное состояние людей , которое существовало до возникновения государства , было состоянием ожесточенной и всеобщей войны , постоянного соперничества , жестокой конкуренции . Это состояние войны всех против всех Гоббс отнюдь не случайно называл естественным состоянием человеческого рода . Оно является таковым , потому что соответствует эгоистической природе человека , его животному естеству . Но люди обладают не только “ животными страстями ”, у них есть также страсти , склоняющие их к миру : страх смерти , чувство самосохранения . Главное же состоит в том , что у людей есть “ естественный разум ”, велением которого и выступает требование мира . Это требование - первый и основной естественный закон , который предписывает людям вступить в соглашение друг с другом с целью обеспечения безопасности . Гарантией же безопасности может быть только такая общая власть , которая объединяет и сплачивает множество людей , которая обладает реальной силой , чтобы защищать людей от внешних врагов и от несправедливостей , чинимых друг другу . Короче говоря , чтобы люди жили в мире , чтобы они могли заниматься мирным трудом , необходима абсолютная власть государства – того великого Левиафана , которому мы обязаны своим миром и своей защитой . Это власть земного, а не небесного происхождения . Она возникла не по божественному установлению , а в результате общественного договора , добровольного соглашения людей . Правда существует и другой путь образования государства . Это путь , основанный на силе и завоевании. Гоббс называет его “ естественным способом происхождения государства ”. Но философ отдает предпочтение политическому государству , установленному самими людьми в своих общих интересах . В этом случае “ граждане по собственному решению подчиняют себя господству одного человека или собранию людей , наделяемых верховной властью ”. В сосредоточении власти в руках одного человека или же собрания людей Гоббс и усматривал сущность государства.

Развернутое же определение последнего , содержащееся в “ Левиафане ”, гласит : “ государство есть единое лицо , ответственным за действия которого сделало себя , путем взаимного договора между собой , огромное множество людей , с тем , чтобы это лицо могло испытать силу и средства их так , как сочтет необходимым для их мира и общей защиты ”. В этом определении следует обратить внимание на три момента : 1) Государство есть единое лицо . Это не означает , что во главе государства должен обязательно стоять один человек . Суверенная власть может принадлежать и “ собранию людей ”. Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна , она сводит волю всех граждан “ в единую волю ” . 2) Люди , создавшие государство путем взаимного договора , не только санкционируют все его действия , но и признают себя ответственным за эти действия . 3) Верховная власть может использовать силы и средства подданных так , как сочтет это необходимым для их мира и защиты . При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными , и не обязана отчитываться за эти действия перед ними . Государство по Гоббсу , это - великая и могучая сила , своего рода “ смертный Бог ” , безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними . И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности , то есть в своих собственных интересах , она действует так , как считает нужным , и, ни в чем сама не зависит от своих подданных , требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания . И Гоббс делает вывод : “ Верховная власть не может быть по праву уничтожена решением тех людей , соглашением которых она была установлена ”. Для оправдания верховной власти государства Гоббс выдвигает тезис : “ Верховная власть не столь пагубна , как отсутствие ее ”. Развивая его, философ утверждал , что неудобства и стеснения , проистекающие из-за неограниченной власти суверена над подданными, не идут ни в какое сравнение с бедствиями и несчастьями , сопутствующими гражданской войне , или состоянием безвластья , когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой власти , удерживающей их от грабежа и насилия . Словом , единственной альтернативой состоянию войны всех против всех служит , по Гоббсу , ничем не ограниченная государственная власть . Интересно , что прерогативы верховной власти распространялись Гоббсом и на имущественные отношения граждан и на их духовную жизнь . Государство и только государство может предписывать те правила , которые указывают каждому человеку , какими благами он может пользоваться и какие действия он может предпринимать с целью преумножения этих благ . Государство стоит на страже частной собственности граждан , да и само существование собственности целиком зависит , по Гоббсу , от установления верховной власти , ибо до этого , в естественном состоянии , когда все люди имели право на все , ни о каком владении собственностью не могло быть и речи . Государство призвано осуществлять контроль и за умами своих подданных , следить за тем, чтобы не получали распространения мнения и учения , противодействующие миру и согласию . С этой целью Гоббс считает не только возможным , но и необходимым введение цензуры . По мнению Гоббса, свобода подданных вполне совместима с неограниченной властью суверена , если под свободой понимается не свобода от законов , а свобода делать то , что не указано в соглашениях с властью . Гоббс выступал против мелочной регламентации личной жизни граждан со стороны верховной власти , которая предоставляла известные права и свободы в этой области . “ Законы не должны регулировать дела людей более детально , чем того требует благо граждан и государства ”,- отмечал философ . Гоббс выступает как противник теории разделения властей , согласно которой законодательная , исполнительная и судебная власти не должны совпадать . Такое разделение властей было для него единственной причиной гражданской войны в Англии . Государственная власть , как считает Гоббс , чтобы выполнить свое главное назначение (обеспечение мира и безопасности граждан) , должна быть нераздельной и суверенной . Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду и контролю . Она должна быть выше всех законов , ибо все законы устанавливаются ею , и только от нее получают свою силу . Верховная власть , выражающая , по его мнению , общие интересы подданных , изображается как надклассовая сила . За ней он не видит ни экономических , ни политических интересов каких-либо социальных групп . Целиком подчиняя индивида абсолютной власти государства, Гоббс, тем не менее , оставляет ему возможность воспротивиться воле суверена . Эта возможность - право на восстание . Она открывается лишь тогда, когда суверен, вопреки естественным законам, обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов.

оценить коммерческую недвижимость в Белгороде
оценка склада в Москве
оценка станка в Калуге