Теневая экономика

Теневая экономика

Описать все процессы макроэкономики в одной работе невозможно, и поэтому я решил остановиться на наиболее актуальных проблемах современности. Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика.

Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно.

Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется.

Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции.

Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Поэтому возникает необходимость концептуально разобраться в том, что собой представляет сегодня так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса. В своей работе я пытался осветить основные явления теневой экономики, как в нашем государстве, так и на примере других стран мира, сравнивая ее проявления в различных регионах, а так же меры по ее «осветлению» предпринимаемые правительством России и Республики Татарстан. Будет лишним напоминать, насколько негативно теневая экономика отражается на социально-экономической и политической жизни общества, однако, в своей работе я попытался раскрыть не только отрицательные, но и положительные стороны скрытой экономики.

Понятие, структура и причины теневой экономики Широкое комплексное изучение теневой и на Западе, и в нашей стране началось относительно недавно.

Экономическая теория Х V III – ХIХ вв. игнорировала теневые стороны экономической жизни, считая их маловажными.

Изучение ТЭ стало развиваться лишь в ХХ в. под влиянием институционализма – течения в экономической мысли, представители которого обращали особое внимание на социальные аспекты реальной экономики. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) «Подпольная экономика» (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли. В 1983 году в г.

Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В 1991 г. в Женеве прошла конференция европейских статистиков, посвященных скрытой и неформальной экономике. По ее материалам опубликовано специальное руководство по статистике теневой экономики в странах с рыночной системой хозяйствования.

Регулярно проходят конференции и семинары по оценке и мониторингу неформального сектора (1992, 1993), в том числе специально для стран СНГ. В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была рассмотрена проблема оценки масштабов теневой экономики. В Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам скрытой экономики. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами.

Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма. В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано.

Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования. На вопрос о том, что такое теневая экономика, в социально-экономической и юридической литературе даются самые разные ответы. Так, высказывается мнение, согласно которому теневая экономика – это экономическая деятельность, противоречащая действующему законодательству, то есть представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые «подпитывают» уголовные преступления различной степени тяжести.

Согласно другому мнению, под теневой экономикой понимается неучитываемые официальной статистикой и неконтролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных ресурсов, денежных средств, различных благ. В соответствии с третьей точкой зрения к теневой экономике относятся прежде всего виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение деструктивных потребностей, культивирующих в человеке различные пороки (производство и продажа оружия, наркотиков и др.). Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и соответствует разным этапам развития и сторонам экономики и различному состоянию общественного осознания происходящих в ней социально-экономических процессов. К настоящему времени все эти точки зрения в той или иной мере отражают наблюдающиеся в экономике реальные процессы и дополняют друг друга, когда речь идет о «теневых» явлениях в современной экономике. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и, по существу, не противоречат одна другой. Таким образом, с известной степенью условности можно выделить три главных и наиболее типичных вида теневой экономической деятельности: · являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах. Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать. · · Причины теневой экономики различны для всех регионов мира, однако, комплекс причин существования теневого бизнеса при рынке будет более разнообразным, в особенности, если иметь в виду не самые устоявшиеся отрасли рыночной экономики.

Наиболее распространенными причинами возникновения данного явления являются: Высокий уровень налогообложения . Официально доля всех налоговых постановлений в России была в 1993-1995 гг. на уровне 30-33% ВВП. Это почти столько же, сколько и в США, но гораздо меньше по сравнению, к примеру, со скандинавскими странами (в Швеции - 61%). Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятии прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной пр. изводе тонной деятельности.

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики. Уход экономики в 'тень' является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в ее теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны, кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика.

Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надежную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон.

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной 'питательной средой' для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес 'хозяина' оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность. Этот фактор также, как и 'незащищенность прав собственности', стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает.

Причем ее объем уменьшается не только за счет 'затенения', но и по причине элементарного свертывания деятельности 'до лучших времен'. В зависимости от развития рыночных отношений, состояния экономики в целом причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

Теневая экономика мира, особенности теневой экономики в России и Татарстане Американцы и россияне, нигерийцы и немцы практически каждый день сталкиваются с теневой экономикой.

Причем не обязательно с наиболее неприглядным ее порождением - черным рынком, где прибыль извлекается из деятельности, нарушающей уголовное законодательство.

Нелегальная торговля оружием, наркотиками и даже людьми в большинстве стран мира находится в «социальном подполье» и в повседневной жизни не видна.

Гораздо чаще на поверхность всплывает так называемая серая экономика - совершенно легальная деятельность, доходы от которой не фиксируются так, как того желают налоговые органы.

Частные уроки музыки, тенниса и иностранных языков, помощь с уборкой дома и чаевые официанту так же распространены сегодня на Западе, как выплата зарплаты служащим в долларах за совершенно легальную деятельность в менее развитых странах.

Масштабы теневой экономики огромны. Хотя измерить ее точно - непростая задача, ведь теневая экономика, собственно, и возникает из-за стремления избежать измерения, - ряд экономистов использует некоторые косвенные методы, позволяющие дать ей относительную оценку.

Согласно исследованию австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП. [1] По данным МВФ, официальный общемировой ВВП в 2000 году составил 39 трлн. долларов (при расчете по паритету покупательной способности). Можно утверждать, что с учетом теневого сектора еще как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно производится экономикой неофициальной, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Хотя европейские и американские газеты любят выносить на первые полосы скандальные материалы об отмывании в швейцарских (американских, багамских, далее по списку) банках нелегальных российских (колумбийских, бразильских, украинских и т.д.) капиталов, не все так прекрасно и в большинстве стран Запада. Во-первых, богатые страны - основной рынок сбыта наркотиков: именно здесь можно найти достаточное число покупателей этого недешевого товара. Во-вторых, миллионы граждан развитых стран прибегают к различного рода частным услугам - от детективных до образовательных, не утруждая себя заполнением налоговых деклараций. Чтобы избежать проблем с полицией и налоговыми органами, большинство расчетов в таком случае осуществляется наличными.

Именно поэтому в эпоху всеобщего распространения кредитных или, на худой конец, дебетовых карточек на стодолларовую купюру в американском супермаркете смотрят сегодня как на упаковку героина. Вот почему для оценки масштаба теневой экономики в национальных хозяйствах развитых стран используется «метод спроса на наличность» - оборот избыточной наличности, который сложно объяснить обычными причинами, сопоставляют с наличием в экономике факторов, заставляющих предприятия уходить в тень (наиболее распространенными мотивами являются высокий уровень налогов и чрезмерная степень зарегулированности экономики). Исследование профессора Шнайдера, проведенное по 17 наиболее развитым странам мира с 1994-го по 1998 год, свидетельствует, что теневая экономика на Западе не только значительна по своим масштабам, но и постоянно растет. Если взять данные за 1998 год, то страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). Ненамного отстают от нее Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). В среднем эшелоне оказываются Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%). Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии - то есть там, где экономика становилась все более зарегулированной из-за принятия новых общеевропейских законов.

Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1999 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд. долларов.

Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП [2] . Большая доля теневой экономики объясняется и чрезмерной налоговой и социальной нагрузкой на предприятия: в Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе. В то же время развитые страны с наименьшим уровнем налогового бремени - США и Швейцария - имеют относительно небольшой теневой сектор.

Предприятия и домохозяйства уходят в тень как из-за прямых налогов, так и косвенных, таких как НДС. По оценке профессора Шнайдера, именно по этим причинам многие предприятия переходят в теневой сектор. В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%. В Германии, например, час работы строителя обходится заказчику в 81 марку. Но из этой суммы лишь 12 марок достается непосредственно работнику, остальное уходит строительному предприятию и в виде налогов государству. Эта громадная разница и создает возможность для торга между строителем и заказчиком. В результате строительство частных домов и их ремонт - одна из тех сфер, которая практически полностью «погрузилась» в теневую экономику. Платя наемным строителям наличными, немецкие домовладельцы сообщают в налоговые органы, что строители приходятся им родственниками либо знакомыми и помогают в работе совершенно бесплатно. Тем не менее, при всех своих издержках теневая экономика иногда может оказаться благом. Так, за счет теневой экономики проблема безработицы в развитых странах оказывается куда менее острой, чем могла бы быть.

Высокий официальный уровень безработицы в той же Германии объясняется развитостью теневого рынка труда: получив официальный статус безработного, многие отправляются зарабатывать в теневом секторе.

Занятость в теневой экономике растет из года в год: если в 1974-1982 годах в нее было вовлечено 8-12% трудоспособного населения Германии, то в 1997-2000 годах этот показатель вырос до 22%. Сегодня рекордсменом по занятости в теневом секторе является Италия, где, по разным оценкам, в нем занято от 30% до 48% (!) экономически активного населения (правда, в основном речь идет о втором, дополнительном источнике дохода). По оценке профессора Шнайдера, в странах Евросоюза не менее 10 млн. человек занято исключительно в теневой экономике, а в целом по ОЭСР - порядка 17 млн [3] . Однако метод спроса на наличность мало подходит для оценки роли теневой экономики в менее развитых странах, где наличные деньги широко используются в совершенно официальных расчетах (даже при выплате налогов предприятиями), а с пластиковыми карточками знакомы лишь считанные проценты населения. Для оценки масштабов теневой экономики в этих странах экономисты чаще всего пользуются «методом физических затрат», сравнивая потребление электроэнергии и объем выпуска продукции. «Избыточное» потребление электроэнергии в сравнении с официально декларируемым объемом производства говорит о присутствии в экономике теневого сектора, который иногда достигает гигантских масштабов. При использовании этого метода оказывается, что теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%) [4] . Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании «параллельной», или «второй» экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной. Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная.

Огромное количество мигрантов, прибывающих из сельской местности в городские трущобы, неспособно найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой.

Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

Методом физических затрат пользуются и для оценки масштабов теневой экономики в странах бывшего соцлагеря.

Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году.

Причем в отличие от стран Азии и Латинской Америки многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в «официальной» экономике. В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). А такое государство, как Албания, вообще представляет собой сплошной черный рынок, наводненный наркотиками и украденными в Европе автомобилями.

Теневая экономика в России, как ее видят с Запада, представляет собой совершенно уникальный феномен. Если исходить из недавнего доклада известного американского «мозгового треста» Rand Corporation, российский теневой сектор имеет давнюю историю.

Постоянный дефицит товаров народного потребления и система фиксированных цен (которые были значительно ниже рыночных) еще в 70-е годы создали в СССР предпосылки для широкомасштабных «спекуляций» и торговли «из-под прилавка». Огромный размах приняло присвоение государственной собственности (феномен «несунов»). Сюда можно добавить также приписки на производстве. С одной стороны, они позволяли фиктивно выполнять спускаемые сверху планы, а с другой - скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на черном рынке.

Несмотря на суровые «официальные» наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при центральном планировании ошибки в распределении ресурсов. Все эти традиции расцвели после краха коммунизма.

Быстрый рост теневой экономики в РФ, считают эксперты Rand Corporation, был обусловлен прежде всего фискальной политикой правительства: предприятия старались избежать уплаты налогов, объясняя это чрезмерно высокими ставками. У бизнеса также были веские основания сомневаться в способности государства эффективно использовать налоговые поступления для общественного перераспределения. В результате в России сформировалась совершенно уникальная по международным меркам теневая экономика. Ее основные черты - уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. В финансовой и банковской сфере развитию теневой экономики способствует ряд факторов экономического и нормативно - правового характера. К числу основных из них можно отнести следующие. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Сохраняется тенденция распространения мошеннических операций в кредитно-финансовой сфере, в том числе связанных с незаконным предоставлением банковских кредитов и гарантий, куплей - продажей иностранной валюты, оформлением разрешений физическим лицам на ее практически неограниченный вывоз за рубеж, необоснованными переводами (трансфертами) валютных средств в зарубежные банки, использованием для этих целей кредитных карточек, а также прямыми хищениями денежных средств, включая компьютерные преступления.

Теневая экономика активно внедряется в сферу внешнеэкономической деятельности. В стране сформировалась организованная сеть нелегального (теневого) обращения и перевода за границу товарных, валютных, сервисных и интеллектуальных ресурсов. Одним из каналов утечки валюты из России являются иностранные фирмы.

Денежные средства за якобы поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в российских банках и затем через корреспондентские счета иностранных банков перемещаются за рубеж. Часто встречаются случаи, когда иностранная фирма сначала приобретает товар на территории России, а затем здесь же перепродает его по более высокой цене. Эта операция не является незаконной, однако ее результатом является сокращение валютных резервов государства без увеличения соответствующих товарных ресурсов.

Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения.

Неучтенные в значительных объемах товары реализуются теневыми структурами.

Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышения на ввозимые товары.

Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках, иностранных партнеров, совместных или оффшорных компаний.

Нередки факты уклонения от обязательной продажи государству части валютной выручки, проведения валютных операций, связанных с движением капитала, без оформления лицензии Банка России, недооценки качественных характеристик ряда валютоемких российских товаров, нелегального вывоза из страны интеллектуальной собственности, которая вовлекается в хозяйственный оборот за рубежом без всякой компенсации для России.

Характерной формой проявления теневой экономики во внешнеэкономической сфере является уход от налогообложения неорганизованной торговли так называемых 'челноков'. На долю неорганизованой торговли в общем внешнеторговом обороте России приходится 10-12 %. В товарообороте неорганизованной торговли доля стран бывшего СССР составляет примерно 30 %. В дальнем зарубежье осуществляется примерно две трети всех закупок российских 'челноков'. Основные объемы неорганизованного импорта поступали из Турции, Италии, Китая, Сирии, ОАЭ, Таиланда, Польши, а также из Литвы и Украины.

Серьезный ущерб национальной экономике наносят также осуществляемые чрез страны СНГ операции по реимпорту товаров из третьих стран и, наоборот, реэкспорту российских товаров в страны дальнего зарубежья. Из-за пробелов в законодательстве в обход таможенно - банковского и, соответственно, валютного контроля широкие масштабы приобретают так называемые 'толлинговые' операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое за границу фактически не вывозится и перерабатывается на месте, но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы Российской Федерации без уплаты соответствующих налогов и пошлин.

Именно по такой схеме примерно 80 % фактически произведенного в России чистого алюминия вывозится за рубеж.

Подобные факты вскрыты на ряде предприятий черной и цветной металлургии, где в ходе выборочных проверок 18 экспортных контрактов на общую сумму 152,1 млн долларов установлено непоступление валютной выручки более чем на 28,1 млн долларов. В настоящее время ситуация обостряется, поскольку толлинговые операции приняли массовых характер не только в цветной и черной металлургии, но и в легкой, текстильной и других отраслях промышленности.

Масштабный характер приобрели операции по незаконному вывозу значительных партий морепродуктов за пределы Российской Федерации. На рынке ценных бумаг криминальный менеджмент проявляется в виде мошенничества, фальсификации документов, недобросовестной котировки ценных бумаг и заключения незаконных сделок с ценными бумагами, использования служебной (конфиденциальной) информации при совершении сделок с ценными бумагами, сокрытия эмиссионного дохода, хищения финансовых средств в крупных и особо крупных размерах. Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтрольное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и все чаще нерезидентами ценных бумаг российский предприятий, как правило, через подставные фирмы-посредники ('однодневки') с использованием механизма так называемых депозитарных расписок, что чревато переходом целых, в том числе стратегически важных, отраслей под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

Отследить процесс оборота теневого капитала и каким-либо образом оценить объемы таких средств с помощью имеющихся механизмов контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг практически не представляется возможным, поскольку отсутствует статистика подобных финансовых правонарушений и судебная практика по делам такого рода. Одной из областей российского финансового рынка, в которой проблема перевода капиталов в тень вызывает наибольшую озабоченность, является сфера вексельного обращения . Существующая система правового регулирования вексельного обращения и сложившаяся в стране практика выпуска и обращения бланковых векселей позволяет, используя векселя, не платить налоги.

Расчеты дают основание утверждать, что в результате теневого обращения векселей государство недополучает сумму, равную 50 % номинала каждого векселя без учета НДС, что только в 1996 году составило около 150-170 трлн рублей.

Теневая экономическая деятельность в сфере малого бизнеса разнородна и подход в силу данного обстоятельства должен быть дифференцирован. С одной стороны, бороться с 'чистым криминалом' - функция правоохранительных органов. С другой стороны, совершенно очевидна необходимость принятия ряда мер по 'легализации' части теневого бизнеса, что позволит в определенной степени стабилизировать как экономику страны, так и частично решить проблему сокращения экономической базы организованной преступности, использующей различные формы малого предпринимательства.

Основными причинами ухода малых предприятий в 'теневую экономику' являются: жесткий налоговый прессинг, возможность альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), административный характер арендных отношений (неразвитость рынка недвижимости), административно-бюрократические барьеры при регистрации, получении лицензий и т.д. Так в ре спублике Татарстан рынок не жилых и, в частности, встроенно-пристроенных помещений, монополизирован. И не каким-либо хозяйствующим субъектом, а органами по 'управлению' государственным и муниципальным (коммуналь ным) имуществом. Это плохо уже потому, что названные органы не должны заниматься коммерческой дея тельностью. Кроме того, моно полизация 'управления имуществом' способствует коррупции. Во всяком случае, у нас при очевидном изобилии нежилых помещений малый бизнес испытывает трудности с разме щением офисов и производств. По некоторым оценкам теневая экономика охватывает в малом бизнесе от 30 до 40 % объема продукции, услуг (оборота). [5] Субъекты малого предпринимательства, участвующие в теневой экономике, могут быть разделены на три группы: · · · Особые опасения вызывает криминальная деятельность в экономике.

Сегодня имеются все предпосылки для углубления таких процессов, как слияние общеуголовной и экономической преступности, совершенствование организованности и профессионализма лиц, совершающих преступления, использование в преступной деятельности современных технических средств, особенно компьютеров, интеграция организованных преступных групп и служащих органов государственного управления.

Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею.

Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под 'крышей' коммерческих организаций 'перекачивают' государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников. С тех пор как государственные предприятия обзавелись аббревиатурой АО, добавленной стоимостью распоряжается по своему усмотрению руководство предприятий.

Отдельные члены правительства Татарии долгие годы закрывают на это глаза зелеными купюрами, ибо именно РТ премьер Владимир Путин назвал одним из самых коррумпированных российских регионов. Год назад сотрудники Отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Казани вскрыли механизмы манипулирования добавленной стоимостью на заводе 'Органический синтез'. Расследование давно закончено, но до сих пор никому не предъявлено обвинения. Также ни для кого давно не секрет, что гордость республики - вертолетный завод находится под криминальной 'крышей'. Именно поэтому цена реализации на рынке татарской 'даже ликвидной продукции... значительно ниже, чем цена реализации на аналогичную продукцию других производителей в России', считает Равиль Муратов [6] . В настоящее время полиэтилен высокого давления на зарубежном рынке стоит 1055 долларов за тонну, низкого давления - 1000. Казанское предприятие продает свою продукцию, соответственно, за 671 и 559 долларов. Их конкуренты на российском рынке действуют более предприимчиво. 'Ставропольполимер' из Буденновска реализует ПВД за 871 доллар за тонну, 'Башкирнефтехимторг' - за 794. Понятно, что работать на зарубежном рынке тяжело и соперничать с признанными в мире производителями - работа не из легких. Но как показывает анализ, менеджеры 'Казаньоргсинтеза' иногда преднамеренно уходят от борьбы, предлагая посредникам полиэтилен по демпинговым ценам. Те же конкуренции не боятся и выходят с казанской продукцией на мировой рынок. 'Если бы 'Казаньоргсинтез' напрямую продавал полиэтилен, скажем, по 800 долларов за тонну, что на 200 долларов дороже, чем сейчас, его товар на Западе оторвали бы с руками, - считает Равиль Муратов.

Учитывая это, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики. По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики. При непосредственном участии коррумпированных госслужащих происходит крупномасштабное нецелевое использование средств из государственного бюджета.

Повсеместно наблюдаются факты коррупции, связанные с деятельностью государственных внебюджетных фондов.

Растет число коррупционных проявлений в металлургической промышленности (особенно в производстве алюминия), сферах внешнеэкономической деятельности, обращения драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.

Последствия теневой экономики и пути ее «осветления» Теневая экономика является сегодня составным элементом хозяйственной системы.

Негативные последствия присущи всем видам и проявлением теневой экономики.

Однако в ряде случаев некоторые теневые процессы оказывают также и некоторое позитивное воздействие.

Негативные последствия теневой экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях: 1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит в возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками.

Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений. 2. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры.

Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Расходы федерального бюджета на реализацию Программы борьбы с преступностью в 1996 году профинансированы только на 29% от утвержденного годового показателя за счет средств, выделяемых МВД России на основную деятельность. В первом квартале 1997 г. данная программа не финансировалась. Ни в 1996, ни в 1997 году средства в Государственный фонд борьбы с преступностью не поступали. Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.Недофинансирование государственных расходов является одной из важнейших причин кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику.

Невыполнение бюджетом своих обязательств является одной из причин обострения проблемы неплатежей, ухудшает финансовое положение предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий выживания.

Прямой вклад долгов бюджета в образование чистой задолженности экономики в целом составляет, по экспертным оценкам, 24% [7] . Однако с учетом отдаленных последствий один рубль вовремя не выплаченный бюджетом по своим обязательствам, порождает 6-7 рублей неплатежей по всей цепи экономических отношений. С учетом этого бюджет является причиной до 2/3 всех неплатежей в стране [8] .Уменьшается роль государства в поставке на рынок общественных благ - образование, здравоохранение, культура, которые финансируются на 30-50%.Значительные масштабы имеет неэффективное распределении бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской деятельности, перераспределение экономических возможностей за счет незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий. Так в Республике Татарстан в 1995-2000 годах были предоставлены налоговые льготы на региональном уровне на добычу нефти из малодебитных скважин за счет методов повышения нефтеотдачи пластов, а также из новых месторождений. Это привело к тому, что к «нерентабельным» также были приписаны и несколько новых высокорентабельных месторождений. 3. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Оно связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе. Можно выделить следующие типичные ситуации. А) Если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики) в то время, как в этом нет необходимости.

Результатом подобной политики может стать 'перегрев' экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. Если, при более динамичном развитии нелегальной экономики, товары и услуги, предлагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.

Возможен также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так как в расчет не берутся цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиваться при дефиците товаров на официальном рынке. Б) Отсутствие адекватного учета масштабов нелегальной экономики может негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть правительства проводить экспансионистскую политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на увеличение совокупного спроса, подъем уровня производства и увеличение занятости путем смягчения денежно-кредитной политики, а также увеличения государственных расходов.

Результат тот же - возникновение нехватки рабочей силы и рост инфляции. В) Ошибки при разработке экономического курса могут возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий нелегальной экономики: · искажение реального состояния платежного баланса, вызываемые неконтролируемым движением через границу товаров и капиталов; · завышение удельных показателей налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, не учитывающего товары и услуги в нелегальном секторе; · погрешности в оценке распределения доходов. Г) Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным ВВП может внести искажение в денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических показателей, окажутся меньше тех, которые определяются реальными потребностями экономики.

Эффективность макроэкономической политики снижается также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющих на формирование и распределение бюджетных ресурсов. 4. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью отмывания денег или для получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных, полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция.

Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов Существенным инфлятогенным фактором стала криминальная экономическая деятельность в России.

Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок за счет массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюты и вывоз ее за рубеж.

Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги. Так, на семи торгах Московской межбанковской валютной биржи в 1992 году лишь один из московских коммерческих банков приобрел 28% всех проданных долларов США. Как выяснилось, значительная часть использованных при этом рублевых средств была похищена.

Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровнях.

Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам общества, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами. Одной из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений является деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений инвесторам частным был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям. 5. Деформация структуры экономики.

Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов.

Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности.

Рассмотрим некоторые аспекты этого влияния. Во-первых, криминальная экономическая деятельность, как правило, способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижает инвестиционную активность, что снижает спрос на инвестиционные товары и стимулирует спад в отраслях инвестиционного комплекса. Во-вторых, криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству. В-третьих, криминальная экономическая деятельность все в значительной степени ориентирована на развитие сферы незаконных товаров и услуг, спрос на которые в странах с переходной экономикой не удовлетворен. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности, которые определяют участие страны в международном разделении труда. В-четвертых, структура экономики дрейфует в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Это обусловлено массовым незаконным вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров. В-пятых, их всех колоссальных объемов доходов, извлекаемых из незаконной экономической деятельности, лишь незначительная часть расходуется на поддержание собственно преступной деятельности.

Основная масса доходов инвестируется в легальную экономику.

Результатом является развитие видов деятельности, используемых для облегчения осуществления криминальной деятельности (предоставление информационных, транспортных, распределительных и иных услуг), а также тех, что обеспечивают получение быстрой прибыли. В-шестых, криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ.

Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности. 6. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие не является однозначно деструктивным.

Воздействие является разнонаправленным. Так, сокрытие разрешенной законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное воздействие на экономический рост. Это происходит в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности официальных институтов.

Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую деятельность (путем использования доходов от нелегальной экономической деятельности на приобретение товаров и услуг, созданных легально), то ВВП увеличивается.

Организованная преступность не обязательно препятствует экономическому развитию. Она ограничивает развитие некоторых законных форм инвестиций и открытых рынков.

Особую опасность организованные формы криминальной экономической деятельности для развивающихся государств.

Организованная преступность подрывает усилия в области развития, поскольку скудные ресурсы приходится отвлекать от других проектов и направлять на борьбу с преступной деятельностью. Кроме того, коррупция, которая сопутствует организованной преступности, снижает 'готовность населения идти на жертвы, связанные с политикой развития', и наносит ущерб принятию рациональных решений государственными органами.

Влияние криминальной экономической деятельности на рост и развитие определяется ее влиянием на инвестиционный процесс. 7. Влияние на инвестиционный процесс. Это один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие и может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.

Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных.

Возможна и противоположная ситуация. Так, в современной России, по мнению некоторых исследователей [9] , экономический спад в легальном секторе перекрыт подъемом в секторе теневой деятельности.

Причем обеспечивается он путем сокрытия источника происхождения инвестиций.

Сокрытие истинных инвесторов является методом страхования инвестиционных рисков.

Оценка воздействия организованной преступности на инвестиционный процесс также неоднозначна. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период накопления капитала.

Лидеры преступных группировок важны для развития экономики. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия поскольку несмотря на преступной происхождение средств ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный процесс. В некоторых отраслях российской экономики организованная преступность также стимулирует инвестиционный процесс. Это демонстрирует динамичный, но криминализованный рынок недвижимости.

Однако в целом российский опыт развития организованной преступности не подтверждает справедливость данной точки зрения.

Значительная часть коммерческой деятельности организованной преступности в России связана с экспортом стратегических материалов и военного оборудования. Это лишает государство ресурсов и важных источников дохода.

Россия теряет капитал, необходимый для инвестиций и восстановления производства.

Экспортируемые деньги исходят из нескольких источников: крупные финансовые махинации на территории бывшего СССР и постсоветских военных базах, присвоение государственных ресурсов и сырья, , крупные взятки чиновникам, выплачиваемые с целью получения выгодных контрактов, иностранная помощь и нелегальная приватизация в пользу членов номенклатурных и преступных групп.

Вместе с тем, незаконный вывоз капитала является также следствием нестабильности и коррупции в банковском секторе, нерациональной налоговой политики, частой и порой резкой девальвации валюты, неспособности государства защитить экономические интересы.

Деятельность организованной преступности редко влечет появление новых производств. Она стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту.

Большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

Организованная криминальная деятельность в России подрывает также иностранные инвестиции и торговлю вследствие увеличения риска капиталовложений.

Особенно подвержены воздействию организованной преступности малые инвесторы.

Многие предприятия не стремятся торговать в странах бывшего СССР, потому что они не могут конкурировать с незаконной деятельность организованной преступности.

Иностранные бизнесмены , заинтересованные в международной торговле нефтью и сырьем, не могут избежать коррупции в этой сфере.

Международные предприятия вынуждены давать взятки чиновникам, которые имеют право выдавать лицензии на экспорт нефти и драгоценных материалов.

Многочисленные вновь основанные экспортные фирмы контролируются организованной преступностью. Таким образом, американские формы вынуждены нарушать правовые нормы США, если они хотят войти на российский рынок. East European, журнал посвященный инвестициям, оценивает, что осенью 1993 года 80% всех американских предприятий в России нарушили Акт об иностранной коррупции хотя бы один раз.

Инвесторам приходится давать взятки за получение доступа к спискам недвижимости, которую можно снять в аренду, за возможность нарушать правила по экспорту капитала.

Высокий уровень риска в России способствует специфическому естественному отбору инвесторов, способных противостоять враждебной среде. В качестве таких инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства, а также невозможности получать прибыль легальными способами. 8. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма.

Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими.

Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления. 9. Влияние на эффективность производства и разделение труда.

Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда.

Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии.

Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга. 10.Влияние на систему международных экономических отношений.

Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.

Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать воздействие 'отмытого' капитала на международную экономику. По оценкам, средства, которые в 80-х годах были вовлечены только в незаконный оборот наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов долларов. По оценкам некоторых специалистов, эти суммы еще выше.

Журнал South утверждал в 1984 году, что незаконный оборот наркотиков составляет от 8 до 9 процентов общей мировой торговли. Эти масштабы позволяют незаконным преступным группировкам оказывать влияние на мировую финансовую систему.

Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения.

Организованная криминальная деятельность оказывает мощное влияние на специализацию отдельных стран в системе мирового хозяйства.

Сегодня можно говорить о формировании системы международного криминального разделения труда 11.Позитивные стороны теневой экономики.

Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы. Это присуще, прежде всего, некрминализованной ее части.

Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП. К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

Некоторые социологи рассматривают нелегальный сектор как реакцию на безразличие и враждебность к человеку в современном обществе. Этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер.

Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом.

Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия.

Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне. Все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом.

Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. В России в государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Первый - радикально-либеральный, реализуемый в России с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.

Печальные итоги воплощения данного подхода налицо: отмеченные выше критические масштабы «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, — с другой. Не случайно у некоторых политиков стали появляться идеи относительно того, чтобы «провести полную легализацию всей «теневой» экономики и начать жизнь с чистого листа». Вряд ли такие веяния получат общественную поддержку, в том числе со стороны «теневиков»-хозяйственников, испытавших все «прелести» сотрудничества с организованными преступными сообществами и желающих «начать жизнь с чистого листа» без угрозы быть застреленными, снова подвергаться налетам рэкетиров и т.п.

Второй - репрессивный - подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы описанного либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства: общее ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Государственной Думой 20 июля 1998года в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Идея проекта естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить действительные доходные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги.

Однако, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его реализации вполне возможно окажутся во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление. Не более благоприятными будут, пожалуй, и социальные результаты использования преимущественно репрессивных методов.

Проводя этот курс, власти столкнутся с сопротивлением не только «теневиков»-хозяйственников, ставших, как уже отмечалось жертвой губительных для производства общих условий хозяйствования, но и значительной части рабочих, которым «теневая экономика» помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Поддержка же подобных мер со стороны сравнительно слабых ныне групп рядовых бюджетников, пенсионеров, рабочих и служащих «лежащих на боку» предприятий, как представляется, не позволит создать оптимального баланса сил в обществе.

Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям — как «относительно высокий». В общем, задействование репрессивных методов, не сулящее перспектив существенного обогащения государственной казны, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики (в связи с возможным бегством способных хозяйственников за границу и вывозом капитала) и т.п. В последние годы при содействии международных организаций мно гие страны пересмотрели законы о центральном и коммерческих банках, а также о валютных операциях.

Президент РФ 7 августа 2001 г. подписал за кон 'О противодействии легализации (отмыванию) денег, полученных пре ступным путем', согласно которому банки должны предоставлять компетент ным органам информацию о подозрительных сделках или операциях из спе циального списка, сумма которых превышает 20 тыс. долл.

Опасения по поводу того, что законы, направленные на предотвращение отмывания денег, могут подорвать усилия по либерализации финансовых рынков или что от крытие более широкого доступа на финансовые рынки будет способствовать отмыванию денег, безосновательны.

Легализация доходов, полученных преступным путем, и связанное с этим мошенничество в финансовой и банковской сфере, - одно из наиболее опасных для экономики России явлений, поскольку оно является основой для финансовой подпитки международных преступных группировок, экспансии наркооборота, торговли оружием, терроризма и т. п.

Оставленное без внимания, отмывание денег может разрушить не только отдельное финансовое учреждение, но и всю финансово-экономическую систему страны в целом.

Данный феномен угрожает экономичес кой и финансовой безопасности многих стран, и международное финансовое сообщество должно твердо поддерживать меры по борьбе с ним. В п ослании президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 18 апреля 002 года отмечается, что нынешняя организация работы госаппарата, к сожалению, способствует коррупции и что необходима реструктуризация системы власти. «Коррупция – это не результат отсутствия репрессий подчеркнул президент, - а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих. И мы не должны дожидаться, пока достигнутая стабильность превратится в административный застой. Одним из факторов, который делает нашу страну некомфортной, к сожалению, для граждан и негостеприимной для иностранцев – является преступность.

Правоохранительные органы должны направлять свои усилия на защиту прав граждан, жесткую борьбу с рэкетом, административным произволом и коррупцией. На охрану прав собственника и производителя» [10] . Говоря о направлениях политики государства В.В.Путин отдельно остановился на проблемах малого бизнеса. «Мы обязаны прекратить бессмысленное соревнование между народом и властью – когда власть порождает законы, а народ изобретает способы их обхода.

Творческая активность людей должна направляться не на так называемую 'оптимизацию' налоговых схем, а на развитие собственного дела на базе использования тех норм, которые мы с вами им предлагаем», - заявил президент. Также он добавил, что изменение налогов – важная, но только часть проблемы. У предпринимательства в целом – а малого в особенности – огромное количество претензий, связанных с неоправданным административным давлением. И прежде всего – со стороны надзорных органов и инспекций.

Издержки от такого надзора очень велики, а порой – абсолютно бессмысленны. За порядком надзирают сотни тысяч человек, их предписания и штрафы, равно как поборы и взятки, ложатся непомерным бременем и угнетают предпринимательство. «Нам нужны изменения в законы и подзаконные акты, которые уточнят и упорядочат полномочия надзорных органов. А где можно – заменят их более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов», - подчеркнул В.В.Путин.

Следует отметить, что правительство РТ также принимает меры по противодействию развития теневой экономики.

Президент республики поручил первому вице-премьеру РТ Равилю Муратову разработать программу (или концепцию) повышения жизненного уровня населения республики.

Проблема эта настолько остра, что, как ее ни крути, все равно наживешь кучу врагов. Ведь для того, чтобы поднять зарплату и пенсии одним категориям граждан, придется отобрать деньги у других. Новый приоритет Правительства рубит бизнес 'теневиков' под самый корень, потому что повышается степень государственного регулирования в экономике.

Анализ экономической ситуации по показателю валового регионального продукта показал, что республика недополучает солидные суммы, которые должны вернуться тем, кто производит эту добавленную стоимость, и через них пополнить казну.

Программа предусматривает 'введение отчетности по форме, позволяющей анализировать валовой региональный продукт, и на основе этого анализа принимать управленческие решения в виде различных законодательных документов'. По словам замначальника налоговой полиции, около 40% годового валового внутреннего продукта Татарстана составляет теневой капитал. 'Правонарушения стали средством выживания для налогоплательщиков', - заметил Гайнутдинов. Как известно, в январе 2002 года указом Президента Татар стана было создано республиканское Агентство по развитию предпринимательства. Можно сколь угодно долго дискутировать на тему о необходимости государственного органа, способного принять на себя ответственность за решение такой проблемы.

Однако он в Та тарстане уже действует В структуру агентства должны войти венчурный фонд, лизин говая компания, фонд микрофинансирования, зональные и ка занский центры поддержки малого бизнеса, а также пять анало гичных вузовских центров. Из этого можно заключить, что агент ство задумано в качестве своего рода «министерства», управля ющего подведомственной ему системой государственных ре сурсных центров [11] . Генеральным директором назначен Александр Сергеев - руководитель торговой сети «Александр ЛТД». Усилия Правительства Татарстана по разви тию предпринимательства направлены на создание государственной систе мы инфраструктурного обеспе чения развития малого бизнеса. Но если госсектор призван поддерживать устойчивость этой системы, то сектор частный мог бы обеспечивать ее эффективность. И если госсек тор не может действовать ина че, как на бюджетные деньги, то частному достаточно относительно небольшой поддержки. Это касается прежде всего поддержки моральной, каковой и представляется ак кредитация. Недо статочная самоорганизация малого бизнеса и есть главная его проблема. Эта задача может быть решена посредством аккредитации фирм, лидирующих в «контролируемых» отраслях экономики и социальной сферы.

Агентство легко могло бы инициировать создание систе мы инфраструктурного обеспе чения малого бизнеса, благо это не требует расходования бюджетных средств. Для этого и нужна аккредитация соответ ствующих субъектов.

Аналити ческая группа при Правительст ве республики несколько лет назад дала положительное заключение по проекту создания упомянутой выше системы. Од нако он не был реализован изза отсутствия соответствующе го нормативно-правового обеспечения.

Материальная поддержка может иметь форму налоговых послаблений, выгоду от которых сервисные фирмы могли бы использовать для без возмездной помощи начинающим предпринимателям.

Налоговая полиция сейчас стала работать жестче.

Таково требование властей Татарстана.

Раньше нарушителям предоставляли возможность возместить причиненный государству ущерб. В настоящее время на них заводятся уголовные дела, а потом уже в их рамках используются возможности для смягчения наказания. Но размеры налоговых махинаций увеличиваются.

Потому основной задачей полиции стало выявление крупных нарушителей.

Государство «…не может, устраняя теневую экономику, в то же время не создавать возможности для ведения цивилизованного бизнеса» - заявил президент РТ М.Ш.Шаймиева на съезде предпринимателей РТ 2 апреля 1999 года.

Отсутствие юридической базы регулирования земельного оборота на федеральном уровне привело к формированию теневого земельного рынка.

Например, многие сделки с землей фермерами оформляются как дарение или наследование.

Сделки с землей оформляются обходными путями, крупные суммы, которые должны облагаться земельным налогом, проходят через теневой оборот. В связи с этим 10 июля 1998 был утвержден Земельный Кодекс Республики Татарстан согласно которому регулируются земельные отношения в Татарстане.

Принятие Земельного Кодекса в первую очередь было направлено на ликвидацию «теневого оборота земли». В Кодексе дается определение земельного участка, устанавливается их целевое назначение и правовые режимы использования.

Особенностью Земельного Кодекса Татарстана является признание права частной, государственной, собственности местного самоуправления и иных форм собственности, в т.ч. право собственности за иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Правительство Татарстана первым приняло решение об обязательной установке фискальной памяти в кассах автозаправочных станций, что в значительной степени сократило «теневой» оборот денежных средств в этой сфере. Одной из значительных проблем была и остается контроль за рынком алкоголя в стране. В этой связи о сновным направлением работы в спиртовой и ликеро-водочной промышленности в 1997-98 годах было восстановление государственной монополии в сфере производства и оборота алкогольной продукции. В этих целях было создано государственное унитарное предприятие «Татспиртпром», объединяющее 17 заводов отрасли. В 1997 году была практически закончена передача имущества предприятий отрасли в государственный сектор. За счет жесткого контроля за работой предприятий «ПО «Татспиртпром» увеличились поступления акцизов в республиканский бюджет. В целях прекращения сбыта фальсифицированной алкогольной продукции организованы оптовые склады и фирменная продажа продукции республиканских товаропроизводителей почти в 200 торговых точках в районах и городах республики.

Несмотря на все минусы монополии, следует сказать, что благодаря принятым мерам удалось резко сократить незаконное производство и контрабанду алкогольной продукции.

Нельзя отметить и тот факт, что учитывая достаточно богатый положительный опыт Татарстана в сфере противодействия «теневой» экономике, правительство Российской Федерации действует схожим с руководством РТ образом. Так например 26 октября 2001 года вступил в силу подписанный президентом РФ В.В.Путиным Земельный Кодекс РФ, основные положения которого схожи с Земельным Кодексом РТ, принятым еще 10 июля 1998года.

Заключение Итак, следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств.

Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем: · Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране.

Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным. · Сделать российскую налоговую систему более справедливой и нейтральной по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях; · Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот.

Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота; · Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами; · Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов; · Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности.

Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты.

Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов.

Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия.

Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля. Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

Программа интеграции тенового капитала с легальным - лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого - во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя. В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство.

рыночная оценка бизнеса в Твери
экспертная оценка строительства в Орле
независимая экспертиза оценки ущерба квартиры в Брянске