Сословная политика в XVIII веке

Сословная политика в XVIII веке

Господствующее положение среди всех сословий занимало дворянство, урав-ненное в правах с боярством и консолидировавшееся в XVIII в в единый класс-сословие. В ходе этой консолидации из его состава были исключены всякого рода про-межуточные группы, обладавшие в XVI - XVII вв. частью дворянских прав (значительная часть детей боярских, служилые люди «по прибору» и другие ка-тегории служилых людей). Вместе с тем дворянство в XVIII в. вобрало в свой состав феодалов и феодализировавшуюся знать территорий, вошедших в XVII - XVIII вв. в состав России - прибалтийских баронов, польскую шляхту, казачью старшину и феодальную знать других народов [1] . Другим привилегированным сословием было духовенство, но оно в XVIII в. лишилось права владения землей и крестьянами и потеряло свыше миллиона душ крестьян, секуляризованных государством. В процессе секуляризации бы-ли ликвидированы многие монастыри, а в оставшихся устанавливались строгие штаты различных категорий монахов, что в несколько раз уменьшило числен-ность черного духовенства. Был осуществлен ряд мероприятий, усиливших замкнутость этого сословия.

Доступ в него лицам из податных сословий был весьма затруднен. Дети духовенства исключались из духовного сословия лишь в том случае, если они не получали необходимого образования.

Духовенство в XVIII в. освобождалось от подушной подати, рекрутской повинности и от телес ных наказаний.

Осуществив секуляризацию, самодержавие превратило духовенство в свое-образных чиновников по духовному ведомству. Внешним оформлением этого положения явился указ Павла I о распространении на верхушку духовенства правил о награждении чиновников орденами за усердную многолетнюю службу От подушной подати в XVIII в. были освобождены и некоторые полуприви-легированные сословия и сословные группы, составлявшие примерно 2,5% насе ления.

Жалованная грамота городам выделила из городского населения три гильдии купечества, освободила гильдийское купечество от подушной подати, рекрутского набора, заменив его денежной платой, закрепила за ним право на оптовую и розничную торговлю, на заведение торговых судов, фабрик и заво-дов. Кроме того, купцы I и II гильдии освобождались от телесных наказаний.

Категория гильдийского купечества была немногочисленна и в составе населе-ния занимала лишь 0,5%. К концу XVIII в. довольно большим по численности оказалось сложившееся полупривилегированное военно-служилое сословие, в которое вошли казаки, калмыки и часть башкир. Его общая численность составляла менее 2% всего населения. За этим сословием закреплялись земли, луга, леса, водоемы по раз-мерам, значительно превышавшим размеры земель крестьян этих же районов.

Военно-служилое сословие освобождалось от подушной подати и рекрутской повинности, но несло обязательную военную службу на особых условиях. Пра-ва, предоставленные верхушке этого сословия, в ряде случаев приближались к правам дворян. К неподатным сословиям принадлежали также рекруты, сданные в армию и во флот, и их дети, образовывавшие небольшую категорию солдатских детей, которые использовались правительством для формирования унтер-офицерского состава армии [2] . Основную массу населения страны составляли податные сословия. По первой ревизии их численность равнялась 7,1 млн. душ мужского пола из 7,8 млн чело-век всего населения; по третьей ревизии — 10,7 млн. душ мужского пола из 11,6 млн. человек; по пятой—17— 17,2 млн. душ мужского пола из 18,7 млн. человек. Таким образом, податное население составляло; 913% в начале века и 94,6% в его конце, при этом податное население городов и к концу века немно-гим превышало 3% всего населения. Это в основном было сословие мещан, оформленное жалованной грамотой городам. 2. ПРВИЛЕГИИ ДВОРЯН И ПОРАБОЩЕНИЕ КРЕСТЬЯН Екатерина оформила сословные привилегии дворян. При ней значительно окрепло русское абсолютное государство, усилилось угнетение крестьян, была Крестовая война (1773 - 1775). В России в 2-ой половине XVIII века утверди-лось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство.

Дворяне получили возможность начинать службу не с рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или не служить, но действие это-го указа было приостановлено.

Теперь же, подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. За дворянами в XVIII в. было закреплено монопольное право на владение землей и крестьянами. При этом в 80-х годах владельческие права дворян рас-пространялись на недра земли, леса и воды. Им предоставлялось монопольное право винокурения, право продавать продукты, производимые в их вотчинах, и заводить предприятия для их переработки.

Дворяне были освобождены от по-душной подати и всех других налогов и платежей, от рекрутской, постойной,до рожной и других повинностей, от обязательной службы и телесных наказаний. Целая система льгот обеспечивала дворянам быстрое получение офицерского чина на военной и гражданской службе и сосредоточение в их руках всех ключевых позиций в аппарате власти, управлении, в, суде, армии, во флоте и в дру-гих звеньях политической надстройки. К концу XVIII в. дворяне составляли около 1 % населения страны. В его сос-таве оказалась значительная группа тех, кто получил это звание путем выслуги в обер-офицерский чин на военной и в штаб-офицерский чин - на гражданс-кой службе.

Большинство этих дворян не имели совсем или имели очень мало земли и крестьян. [3] Свыше 90% населения составляли крестьяне, Делившиеся на две большие категории: помещичьих и государственных. Кроме того, существовали более мелкие категории крестьян: дворцовые, превратившиеся в царствование Павла 1 в удельных, посессионные (купленные к заводам) и другие.

Крестьяне всех категорий были прикреплены к земле, платили феодальную ренту, несли рек-рутскую повинность и испытывали на себе все тяготы сословного неполнопра-вия. Все они являлись крепостными. Но формы и степень крепостничества и сословного неполноправия для крестьян разных категорий существенно раз-личались.

Наиболее тяжелым было положение помещичьих крестьян.

Составлявшие в XVIII в. более половины всего населения страны, они не имели никаких прав: и они сами, и их имущество находились в неограниченной власти и собственнос-ти помещиков.

Государственные крестьяне (к концу века их было около 5,5 млн. душ) составляли большинство населения в районах, где по разным причинам поме-щичье землевладение не прижилось или не стало преобладающим (Север, При-уралье, Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Южная Украина). Высок был их удель ный вес также в национальных районах Поволжья, районах прежних засечных черт и в некоторых других районах.

Государственные крестьяне пользовались землей на основе общинной землевладения.

Феодальная рента взималась с них в форме подати, но к этому добавлялись всякого рода государственные повин-ности: по строительству и содержанию дорог и мостов, перевозке казенных грузов, расквартированию войск и т. д. Их положение отличалось тем, что ник-то не вмешивался в их семейные отношения, они не подвергались постоянным наказаниям и истязаниям, могли заниматься промыслами, ремеслом, торговлей, наниматься на купеческие мануфактуры и т. д.

Состав государственных крес-тьян был неоднороден. 3. «НАКАЗ» ЕКАТЕРИНЫ II Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательс-тва: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости.

Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов.

Екатерина II решила составить но-вое Уложение.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено бы-ло созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выра-ботки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения.

Комиссия должна была сообщить пра-вительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты но-вых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатерина II в Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев.

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II для этой Комиссии, которая состояла из выборных депутатов от всех социальных групп русского общества, за исключением крепостных, соста-вила 'Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения'. [4] «Наказ» - это либеральная программа ее царствования, вобравший в себя из-ложение ее взглядов по важнейшим вопросам и основанный на наиболее совре-менных для того времени социально – политических и правовых идеях. В нем впервые в России были провозглашены принцип презумпции невиновности, идеи равенства всех перед законом, исключительного права суда определять виновность человека и многие другие. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. 'Наказ' был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в юрисдикции Царя, то комиссия должна была составить предложения. Над 'Наказом' Екатерина II трудилась более двух лет. В 'Наказе' Екатерина II го-ворит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. 'Наказ' показывал и знание дела, и любовь к людям.

Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. 'Наказ' был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения наказаний: 'любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений'. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело.

Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. [5] Особенно большой осторожности она требовала от судей. 'Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного'. Еще одно мудрое изречение: 'гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать'. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. 'Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания'. Хотите предупре-дить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми. [6] Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление.

Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоя-лась. В 'Наказе' говорится о том, как помещики должны обращаться с крестья-нами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Комиссия раз-делилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными от-раслями законодательства.

Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не пони мают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно.

Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комис-сии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. [7] Екатерина перевела комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела.

Екатерина II была этим недовольна.

Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками.

Екатерина II объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет. Можно сказать, что деятель-ность Комиссии об Уложении закончилась провалом.

Комиссия преподнесла Екатерина II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве. Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован.

Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в области внутренней политики. Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны.

Пользуясь трудами комиссии, Екатерина II издала много важных законов. 4. ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА Государственный совет - высшее государственное учреждение империи с функциями законосовещательного органа; министерства, заменившие петровс-кие коллегии.

Верховный орган судебной власти - Сенат.

Комитет министров - высшее административное учреждение.

Местное управление - губернатор и губернская администрация. В 1775 году чтобы легче было управлять государством, Екатерина II издала Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не бо-лее 400 тысяч жителей.

Несколько губерний составляли наместничество. Губер-наторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож. Они действовали по ее указам.

Помощниками губернатора были вице-губернатор, два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и ведало всеми делами.

Государственными доходами ведала Казенная Палата (доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.). Возглавлял Казенную палату вице-губернатор.

Губернский прокурор ведал всеми судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего, назначаемого правительством.

Губерния делилась на уезды.

Многие большие села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала избирае-мому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом уездном городе было открыто Казначейство.

Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, государствен ных крестьян) свои особые судебные учреждения. В некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей. Центр тяжести в управлении переме-щался на места.

Отпала необходимость в ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная и Коммерц-коллегии.

Созданная гу-бернской реформой 1775 года система местного управления сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное деление - до Октябрьской революции.

Дворянство было признано особым главным сослови-ем. Также особыми сословиями были признаны купечество и мещанство. Дворя не должны были нести государственную службу и вести сельское хозяйство, а купцы и мещане - заниматься торговлей и промышленностью.

Некоторые облас ти раньше управлялись иначе, Екатерина II позаботилась о том, чтобы новое за-конодательство было введено повсеместно.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775 г.). Накануне реформы территория России разделялась на 23 губернии, 66 провин-ций и около 180 уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло 50. Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных v экономических призна-ков.

Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам. В основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории гу-бернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда - около 30 тысяч душ. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника.

Финансовые и фискальные вопросы в гу-бернии решала казенная палата.

Вопросами здравоохранения, образования ве-дал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, как и коллегиальный орган управления - нижний земский суд (в котором кроме исправника действо-вали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах бы-ла учреждена должность городничего.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей тер-ритории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвы-чайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору. 5. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА Судебная реформа 1864 г. - буржуйское преобразование суда и судопроиз-водства на основе суд. уставов.

Провозглашены принципы независимости су-дей, гласности, устности и состязательности суд. процесса, ликвидировала сос-ловный суд. Были введены суд присяжных, адвокатура, мировые суды.

Проводилась с искажениями и ограничениями.

Работа по подготовке судебной реформы, начавшаяся в 50-х гг., особенно интенсивно пошла после провозглашения крестьянской реформы. К началу 1861 г. на рассмотрение Государственного совета было представлено (с 1857 до 1861 гг.) 14 законопроектов, предлагавших различные изменения в структуре судебной системы и судопроизводства: ограничение числа судебных инстан-ций, введение устности, гласности, состязательности и пр.

Материалы судебной реформы составили 74 толстых тома. В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судеб-ной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопро-изводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным от-носились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей; к общим - окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные (по гражданс-ким и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на нес-колько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.

Власть этих судов распространялась на все сфе-ры, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, не-сменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность (мировых судей и присяжных заседателей). В ходе подготовки и проведения реформы были созданы новые институты присяжных заседателей и судебных следователей и реорганизована деятель-ность старых.

Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обви-нения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. До реформы предварительное следствие осуществляли земский суд и управа благочиния.

Надзор за ними осуществляли прокуроры, стряпчие, губернские правления.

Обвинительное заключение составлялось в канцелярии суда. Тем самым следствие не было отделено от суда.

Расследование делилось на гене-ральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (фор-мальное, с предъявлением обвинения). Реформа отделяет предварительное следствие от судебного расследования. На судебные палаты возлагались дела по жалобам и протестам на приговоры окружного суда, а также дела о должностных и государственных преступлени-ях по первой инстанции. Дела рассматривались при участии «сословных пред-ставителей»: губернского и уездного предводителей дворянства, голова губерн ского города и волостного старшины.

Судебные палаты выступали в качестве апелляционной инстанции по делам окружных судов, рассмотренных без учас-тия присяжных заседателей, и могли заново, в полном объеме и по существу, рассматривать уже решенное дело. При разработке реформы было высказано предложение создать должность областного главного судьи, который бы осуществлял общее руководство судо-производством и назначал на судейские должности, но оно было отвергнуто правительством, опасавшимся, что судебная система может получить тем са-мым излишнюю, с его точки зрения, автономность. Тогда же было отвергнуто и предложение о допущении защиты на стадии предварительного следствия. 6. ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Процесс централизации затронул систему местных органов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городо вые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до двухсот пятидесяти, они сосредоточили всю административ-ную, судебную и военную власть на мес тах, подчиняясь центру.

Воеводы уже к 80-м гг. XVII в. вытес нили по всей территории страны выборные местные органы.

Воеводы руководили вверенными им территориальными ок ругами-уездами, а в конце XVII в. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образо ваны более крупные ад министративные единицы - разряды (предшественники бу дущих губерний). Местное управление в начале XVIII в. осуществлялось на ос нове старой модели: воеводское управление и система област ных приказов. В процессе петровских преобразований в эту си стему стали вноситься изменения. В 1702 г. вводится институт воеводских товарищей, выборных от местного дворянства. В 1705 г. этот порядок становится обязательным и повсеместным, что должно было усилить контроль за старой администрацией В 1708 г. вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписа ны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Во главе губернии был поставлен губернатор или генерал-гу бернатор (Петербург-ская и Азовская губернии), объединившие в своих руках всю административную, су-дебную и военную власть. Им подчинялись четыре помощника по отраслям управ-ления. В ходе реформы (к 1715 г.) сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд — провинция — губерния.

Провинцию возглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов.

Контролировать нижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные из местного дворянства.

Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть ее заключалась в сле-дующем: одиннадцать губерний были разделены на сорок пять провинций Во главе этих единиц были по ставлены также губернаторы, вице-губернаторы или воеводы Делились провинции на округа-дистрикты.

Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям.

Четыре коллегии (Камер, Штатс-контора Юсти-ции, Вотчинная) располагали на местах собственным разветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев.

Важную роль выполняли такие местные кон-торы, как камерирских дел (раскладка и сбор податей) и рентерен-казначейства (прием и расходова ние денежных сумм по указам воеводы и камериров). В 1719 г. воеводам поручались наблюдение «за хранением государственного интереса», принятие мер государственной безопасности, укрепление церкви, оборона территории, над зор за местной администрацией, торгами, ремеслами и за со блюдением царских указов. В 1718 - 1720 гг. прошла реорганизация органов городско го самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей - земских изб и земских бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные губернаторам. Общее руководс тво осуществлял Главный магистрат Система управления стала более бюрократи-еской и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы в ратуши. 7. ЗНАЧЕНИЕ РЕФОРМ Время царствования Екатерины II называют эпохой просвещенного абсолю-изма. Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования иде-ям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некото-ые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сто-рону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобре ло характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монар хии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. [8] Законодательство Екатерины II завершило собой тот исторический процесс, который начался при временщиках.

Равновесие в положении главных сословий, во всей силе существовавшее при Петре Великом, начало разрушаться именно в эпоху временщиков (1725-1741), когда дворянство, облегчая свои государствен-ные повинности, стало достигать некоторых имущественных привилегий и боль шей власти над крестьянами - по закону.

Наращение дворянских прав наблюд-ли мы во время и Елизаветы, и Петра III . При Екатерине же дворянство стано-виться не только привилегированным сословием, имеющим правильную внут-реннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве зем левладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия).Параллель но росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права владельческих крестьян.

Расцвет дворянских привилегий в Х VIII веке необходи мо соединялся с расцветом крепостного права.

Поэтому время Екатерины II бы-ло тем историческим моментом, когда крепостное право достигло полного и наибольшего своего развития. ВЫВОД К концу правления Екатерины Россия имела уже 52 губернии, учреждено свыше 150 новых городов, ставших губернскими и уездными центрами. Для каждого были разработаны новые штаты, типовые генеральные планы развития. Все это происходило под личным контролем Екатерины II Конечно, последствия новосоздавемых учреждений не всегда были однозначно хороши. Кое-что разрушилось уже при Петре 1, время показало ненужность некоторых судебных инстанций.

Многократно, хотя и закономерно, возросла численность чиновничьей братии с 5 тысяч до 12 тысяч.

Образованность их была относительной, а руки загребущие, да и нравы весьма 'свободные'. За период царствования Екатерина внесла много законов, которые после ее кончины долго служили России.

Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.

Таковы были главнейшие факты законодательной деятельности императрицы Екатерины. В противоположность Петру Великому Екатерина выступила на поле деятельности с широким преобразовательным планом, в основание кото-рого легли отвлеченные принципы. Она не успела выполнить своего плана цели ком и не провела последовательно своих идей. Мысли «Наказа» не перешли в практику, законодательство не было перестроено на новых основаниях, отноше ния сословий остались по существу, прежними и развивались в том направле-нии, какое было дано в предшествующее время.

Развитие крепостного права и сословность самоуправления прямо противоречили тем отвлеченным теориям, каким поклонялась императрица, но соответствовали влиятельному сословию - дворянству. Как исторический деятель, Екатерина осталась верна тем началам русской жизни, какие ей были завещаны, временами предыдущими, она продол жала свою деятельность в том же направлении, в котором работали её предшест венники, хотя иногда не желала действовать как они. [9] [1] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А. Радугина, М., 1999 г. [2] История России. 2 т., М., 1995 г. [3] Брандт М.Ю., Ляшенко Л.М.: Введение в историю, М., 1994 г. [4] История России (Россия в мировой цивилизации) // Под. ред. А.А. Радугина, М., 1999 г. [5] История России и мировые цивилизации // Под. ред. В.В.Рубана, М., 1997 г. [6] История.

оценка ущерба от залива квартиры в Курске
оценка стоимости дачи в Твери
оценка объектов незавершенного строительства в Орле