Политология в системе общественных наук

Политология в системе общественных наук

Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная.

Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других.

Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Политология - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. В составе политической системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы законодательной, исполнительной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе.

Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность политических институтов и функционирование политической системы общества в целом.

Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы общества. Это, прежде всего отношения по поводу управления обществом.

Субъектами этих отношений являются политические институты и организации, политические лидеры, представители политической элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за политическую власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает политические концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-политических институтов, политико-правовых норм, совершенствования политических отношений и всей политической системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в политической системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах Задачи политологии . ”...Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и в государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность...” Никколо Макиавелли Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества.

Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач.

Главными из них является: n n n n n Если иметь в виду, что политическая наука - достаточно аморфная, 'уязвимая' дисциплина, которая фокусирует внимание на противоречивых внутренних вопросах, то неудивительно, что среди ученых-политологов нет согласия в отношении того, каковы задачи этой науки.

Пожалуй, все согласны в том, что академическая политическая наука может помочь гражданам обогатить их жизнь, давая им некоторые знания и понимание того, как анализировать значение политических событий для них самих.

Широкое согласие существует и о том, что политический процесс может быть подвергнут систематическому и осмысленному изучению.

Многие (но далеко не все) согласны в том, что к анализу политики должен быть применен научный подход, даже если в политической области построения точной науки по образцу физики или химии достичь во всем невозможно.

Политическая наука продолжает изменяться и развиваться. Само общественное развитие бросает этой науке новые вызовы, порождает новые дискуссии о ее 'сфере компетенции' и ее возможном вкладе в жизнь общества в целом и каждого его члена.

Вопросы, которые встают перед развивающейся политической наукой, следующие. 1. 2. 3. 4. 5. Наука политическая (политология) - отрасль знаний о политике во всех ее проявлениях и взаимосвязях или же, если попытаться расшифровать суть политики, - о взаимоотношениях в рамках сообщества индивидов, социальных, этнических, религиозных и других групп, имеющих противоречивые интересы, по выработке и реализации обязательных для всех решений.

Важнейшие составные части предмета П.- политические институты, и прежде всего государство и партии, политическое сознание и культура, субъекты (или акторы ) политики: личность, элиты, лидеры и др., внутригосударственные и межгосударственные политические процессы то есть политическая система.

Основные вопросы и проблемы, изучаемые политологией. “Всякое учреждение, основанное на мнении, не должно существовать долее, чем это мнение”. Анри Сен-Симон Центральная тема науки - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, полит институты, проблемы разделения властей и т д.

Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как политическим институтом: формы государства, политические режимы, гражданское общество.

Третий комплекс - политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители.

Четвертый комплекс - политические партии и движения. Пятый комплекс - современные избирательные системы.

Шестой комплекс - политический процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.

Седьмой комплекс - политическая культура общества, ее формирование и развитие.

Политическая наука изучает также значительное число специальных тем. Кроме того, по причине исторической эволюции, а еще больше - по причине приложения политики к очень широкому кругу областей человеческой деятельности границы политической науки очень изменчивы и трудноопределимы. Это является результатом как большой интеллектуальной активности, так и огромной сложности самого изучаемого объекта. Это отражает также недостаточную заботу ученых об определении границ политологии при росте как ее дифференциации, так и точности методов сбора и анализа информации о политике. Не существует четкого определения 'состава' и разграничения 'подобластей' политической науки. И все же какой-то приблизительный перечень можно привести.

Например, на одном из годичных собраний Американской ассоциации политических наук научная программа была разделена на следующие крупные темы: политическая теория; эписметология и методология; сравнительная политика; международные отношения; государственная политика и политическая организация; американские политические институты; право.

Фактически все диссертации, которые защищаются по политическим наукам в университетах США, распределяются по семи предметам: - государственная администрация; - политическая философия, теория и методология; - государственное управление и внутренняя политика в США; - конституционное и административное право в США; - администрация штатов и местные власти в США, их политика; - внешняя и сравнительная политика; - международные организации, международная политика, международное право.

Приемы и подходы, используемые в политологии.

Превращение политики в предприятие, которому требуются навыки в борьбе за власть обусловило и изучение ее методов, созданных современной партийной системой. Макс Вебер (1864-1920) Институциональный подход ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, правительственных программ и других средств регулирования политической деятельности, политических партий и иных общественных организаций.

Сравнительный подход направлен на сравнительный анализ различных политических систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.

Исторический подход основан на изучении политических явлений в их развитии.

Социологический подход направлен на выяснение зависимости политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества.

Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных политических процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.

Системный подход - политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.

Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.

Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.

Бихевиористский подход основывается на рассмотрении политической системы, как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.

Антропологический подход базируется на обосновании политики природой человека. Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.

Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, которые не всегда вписываются в известные закономерности). Методы исследования Методы включают приемы исследования и процесс их применения.

Сравнительный метод , позволяющий выявлять связи между различными параметрами развития, не требует измерений, подразумевает, что проводится качественный, а не количественный анализ. Важно, однако, учитывать, что создать серьезную теорию с помощью сравнений пока не удалось.

Параметры, по которым сопоставляются процессы, идущие в разных странах, выделить несложно, однако, сложность объектов изучения затрудняет получение четких результатов; они, как правило, сводятся к описанию. Банки информации для сравнений включают данные о всех странах мира, но сами эти данные не всегда надежны.

Экспериментальный метод подразумевает, что существуют экспериментальная и контрольная группы, развитие которых сопоставляется.

Экспериментальная группа подвергается разного рода воздействиям, вторая изолирована от влияний.

Используются экспериментальные методы, применяемые в психологии.

Изучаемая сложная система рассматривается как 'черный ящик'; внешние воздействия - это 'вход', а реакция на них, поведение - это 'выход'. Исследователю остается регистрировать и измерять итоги, устанавливая соотношение между 'входом' и 'выходом', между стимулом и поведением. Такой подход к изучению политической системы был использован Д.Истоном . Однако, в политологии экспериментальный метод применяется редко, поскольку политический процесс трудно контролировать, сложно обеспечить чистоту эксперимента.

Статистический метод - это тот же экспериментальный, но с использованием компьютерной техники.

Эмпирически полученные данные с некоторым приближением закладываются в программу, выражаются математически, затем с ними проводятся манипуляции, которые нельзя провести в жизнь в порядке эксперимента. Таким образом, могут выявляться взаимосвязи между различными переменными величинами, параметрами развития. Здесь возможно использование и сравнительного метода в сочетании с экспериментальным.

Лингвистический метод позволяет преодолеть присущую политологии нечеткость терминологии, прояснить номенклатуру понятий. При применении этого метода используется процедура распознавания, фиксации и измерения повторяющихся смысловых символов в письменной и устной речи.

Лингвистический метод сочетается со статическим и использованием компьютеров. Метод предметного изучения в сочетании со сравнительным применяется наиболее широко. В связи с разработками теории выделяются шесть типов предметных исследований: 1. конкретно-исторические описания отдельных процессов, не претендующие на развитие теории; 2. исследования, где уже известные теоретические положения применяются для объяснения частных событий; 3. работы, целью которых является выдвижение гипотезы, опирающейся на ряд частных примеров; 4. исследования, которые призваны подтвердить имеющуюся теорию; 5. ориентированные на создание новой теории на основе рассмотрения отдельных примеров, дающих пищу для размышлений; 6. исследования, посвященные изучению факторов, которые не укладываются в рамки уже сделанных обобщений. При предметном исследовании используются самые различные источники информации: данные об элитах общества, итогах выборов, настроения масс, обобщенные цифровые данные, исторические материалы, итоги контент-анализа ( сущностного анализа) документов и заявлений и т.д.

Заключение Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

оценка объектов нематериальных активов в Белгороде
оценка ноу хау в Москве
оценка авто в Калуге