Внимание! diplom-live.ru не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
История: 2-3век до н.э . теофраст описал зону высоких гор; 1807г. александр гумбольт «идеи географии растений»; декандоль «идеи географии растений»; Докучаев, Морозов, Вавилов,Лавренко , Комаров, Тахт
Система спектакля - это нахождение взаимосвязанной и взаимоопределяющей необходимости каждого слагаемого для создания художественной целостности, выражающей сверхзадачу спектакля. Система спектакля -
Славяне двигались от верховья Вислы на юг, в Преднепровье, и на север, к верховьям Днепра, Десны и Оки; в 3 - 5 вв., в период «готских войн», - на юг, до Дуная и в степное Причерноморье, на северо-вос
Северная низменность - район с довольно монотонным ландшафтом. Кое – где, особенно на западе низменность заболочена. Однако большая часть болот осушена и возделана. Ландшафт низменности очень сильно
Необходимость создания обособленных подразделений в системе органов исполнительной власти (в том числе ГТК России) законодательно закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.
Первые попытки человека осмыслить окружающий мир – живую и неживую природу, космическое пространство, и, наконец, самого себя – следует отнести к тому периоду человеческого существования, когда челове
Цепные передачи могут выполняться в широком диапазоне параметров. Широко используют цепные передачи в сельскохозяйственных и подьемно-транспортных машинах, нефтебуровом оборудовании, мотоциклах, вело
Миграция рабочей силы.................4-5стр. 4. 3 глава. Беж е нцы...............................................6стр. 5. 4 глава. Типы динамики..................................7стр. 6. Вывод.......
Гипотеза 1 - отсталость . Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.
График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. График 3. Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран) Гипотеза 2 - особенности структуры производства . Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2) . Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией.
Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %
Показатели | 1978 | 1997 |
ВВП всего, в том числе: | 100 | 100 |
сельское и лесное хозяйство | 28,4 | 20,6 |
промышленность и строительство | 48,6 | 48,4 |
сфера услуг | 23,0 | 31,1 |
Все занятые, в том числе: | 100 | 100 |
сельское и лесное хозяйство | 70,5 | 52,9 |
промышленность и строительство | 17,4 | 22,9 |
сфера услуг | 12,1 | 24,1 |
Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2) . График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае. График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве, % Гипотеза 4 - национальная специфика.
Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории.
Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5). Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.
Показатели | До начала реформ | После начала реформ в Китае | ||||||
год | 1952 | 1961 | 1970 | 1976 | 1980 | 1985 | 1990 | 1997 |
В долларах США | ||||||||
Мир | 2529 | 3132 | 4065 | 4586 | 4884 | 5116 | 5552 | 5961 |
Россия | 2629 | 3745 | 5323 | 6156 | 6245 | 6554 | 6985 | 4140 |
Китай | 353 | 309 | 516 | 619 | 792 | 1195 | 1602 | 2897 |
В % к миру | ||||||||
Китай | 14,0 | 9,9 | 12,7 | 13,2 | 16,2 | 23,4 | 28,9 | 48,6 |
Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.
Гипотеза 5 - характер экономической политики . Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство 'ушло' из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны. Глава 2. Типы экономических реформ По каждому из основных направлений экономической политики (политики занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной) определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. Их различные величины, а также направления и скорость их изменений свидетельствуют об осуществлении той или иной модели экономических реформ (табл. 4). Таблица 4. Типы экономических реформ
Направления экономической политики | Показатели | Значения показателей в зависимости от типа экономических реформ | |||
Реформы | |||||
Постепенные (градуалистские, со значительными масштабами государственного вмешательства) | Либеральные (быстрые, т.н. шоковая терапия) | ||||
1. Политика занятости | Удельный вес в общей численности занятых: | ||||
- занятых в госуд.секторе | Высокий | Низкий | |||
- занятых в госуд. аппарате управления | Высокий | Низкий | |||
2. Социальная политика | Социальные субсидии в % к ВВП | Высокие | Низкие | ||
Удельный вес лиц, получающих субсидии и пособия из госбюджета | Высокий | Низкий | |||
3. Внешнеэкономическая политика | Импортные пошлины в % к объему импорта | Высокие | Низкие | ||
Среднегодовые темпы снижения валютного курса, % | Высокие | Низкие | |||
4. Денежно-кредитная политика | Среднегодовые темпы: | ||||
- прироста кредитов ЦБ | Высокие | Низкие | |||
% прироста денежной массы | Высокие | Низкие | |||
5.Бюджетная политика | В % к ВВП: | ||||
государственные налоги | Высокие | Низкие | |||
Государствен. расходы | Высокие | Низкие | |||
Государственн. субсидии | Высокие | Низкие | |||
Государств. потребление | Высокое | Низкое | |||
бюджетный дефицит | Высокий | Низкий | |||
государственный долг | Высокий | Низкий | |||
Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с 94,9 до 26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических реформ в России доля занятых в государственном секторе остается по-прежнему выше, чем в Китае после двух лет реформ и почти вдвое выше, чем в Китае в настоящее время.
Таблица 5. Политика занятости, социальная политика
Показатели | 1978г. | 1998г. |
Удельный вес в численности занятых, % | ||
- занятых в государственном секторе | 94,9 | 18,9 |
- занятых в аппарате государственного управления | 1,2 | 1,7 |
Удельный вес в численности населения лиц, получающих пособия и субсидии из госбюджета | 5,6 | 3,4 |
Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП | 4,0 | 0,9 |
Уровень безработицы, % | 5,3 | 2,9 |
Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным.
Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного. В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных.
Уровень безработицы сократился почти вдвое - с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участию трудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России.
Внешнеэкономическая политика.
Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. 6 ) . Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
Показатели | 1978г. | 1998г. |
Импортные пошлины в % к импорту | 17,7 | 2,5 |
Темпы прироста экспорта, % | 2,3 | 18,7 |
Темпы прироста импорта, % | 2,8 | 19,5 |
Экспорт в % к ВВП | 5,1 | 17,1 |
Импорт в % к ВВП | 6,3 | 15,2 |
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, % | 4,2 | 23,4 |
Иностранные инвестиции в % к ВВП | 0,11 | 5,8 |
Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше.
Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г. до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с 5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем китайского экспорта за 18 лет вырос в 15,2 раза, импорта - в 12,5 раза.
Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г. до 5,08% ВВП в 1997 г.
Активизация участия Китая в международном разделении труда способствовала повышению его темпов экономического роста.
Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в 1994-1995 гг. до 0,5-3,8% в 1997 г. В результате отношение экспорта и импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к показателям 1990 г. (26-37%). В последние годы наметился прирост прямых инвестиций в российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г. остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.
Денежно-кредитная политика.
Китайские власти в течение всего периода реформ проводили весьма сдержанную денежную политику.
Среднегодовые темпы прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали 15%, а среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП -- 17,3%. Благодаря этому среднегодовые темпы инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее негативное воздействие на экономическое развитие оказалось незначительным.
Бюджетная политика.
Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального банка.
Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с 5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем в течение всего периода реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП. Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической практике сокращение налогов -- с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г.
Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех государственных доходов --с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.
Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное сокращение всех государственных расходов -- с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% ВВП в 1996 г.
Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6). График 6. Государственные расходы по статьям в %к ВВП в Китае Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены расходы центрального правительства с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в 1996 г.
Снижение расходов на провинциальном уровне было осуществлено в меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах - с 15,7 до 8,3% ВВП. Глава 4. Характер экономических реформ в Китае. Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие Китая, является характер проводившейся экономической политики.
Вопреки широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились не постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При этом степень либеральности и радикальности проводимых в Китае реформ, по всей видимости, не имеет аналогов в мировой истории.
Результатом воплощения на практике либеральной экономической модели стало беспрецедентное сокращение масштабов государственной нагрузки по всем направлениям, обеспечившее китайской экономике рекордные темпы роста.
Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только феноменальные экономические результаты - она способствовала существенному улучшению всех показателей человеческого развития.
Возрастание государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным и абсолютным ухудшением этих показателей.
Заключение. В тезисах настоящей работы совершенно очевидно определяется место Китая в мировой экономике. Еще 20 лет тому назад, Китай будучи «голодным», в настоящее время «кормит» не только себя. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности.
Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. По данным за январь 1999 года объем промышленного производства в Китае составил 18,2 млрд. долларов США. К 2000 году Китай планировал достигнуть оборота в 11 млрд. долларов в компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире производителей компьютерной техники и ему это удалось. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике.
оценка кадастровая стоимость в Белгороде